Интранет для нотариусов
Логин:

Пароль:
 
Забыли пароль?

(495) 785-52-85

Отзывы о работе нотариусов пожалуйста оставляйте на нашем сайте.
Будьте в курсе новостей и анонсов мероприятий МоНП.
 
Главная » О нотариате » История нотариата » В Московской области

Нотариат в Московской области

После прихода в 1985 году к власти последнего Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева М.С. начались перестроечные годы. Это было начало больших политических, экономических и социальных перемен. Сложившаяся в СССР структура государства в принципе отрицала разделение властей. Даже теоретически вся власть принадлежала Советам, в которых были соединены функции как законодательной, так и исполнительной властей. Суды рассматривались как часть власти Советов, поскольку формировались ими и были им подотчетны. Областные советы образовывали отделы юстиции и утверждали их руководителей. На органы юстиции тогда по старинке возлагалось все, как после их воссоздания в 1970 г.: организационное руководство судами, кадровое обеспечение судебной деятельности, правовая работа в народном хозяйстве, правовая пропаганда, руководство адвокатурой, руководство нотариатом, правовое воспитание и правовое просвещение, позже – регистрация Уставов общественных организаций, политических партий, религиозных объединений и многое другое.

Большинство народных судов, нотариальных контор, юридических консультаций тогда располагалось в неприспособленных помещениях с плохими условиями как для приема граждан, так и для самих работников . Был низкий уровень заработной платы, и отсутствовал стимул к творческому и производительному труду. 16% нотариальных контор в стране в 1988 году не вели ни утреннего, ни вечернего приема населения. В Московской области за I полугодие 1988 года в отдел юстиции поступило 93 жалобы, из которых 54 – непосредственно на работу нотариальных контор. В системе работали, в основном, либо большие патриоты своего дела, либо те, кто боялся перемен и никуда не хотел уходить, чтоб не менять насиженного места. Да и выбор юридических профессий был весьма ограничен. Это судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты, нотариусы. Текучесть кадров была существенной. Мы лишались многих опытных работников, которые уходили в другие сферы деятельности, часто совсем не связанные с юридическими специальностями, как тогда говорили – в народное хозяйство, а на самом деле – в нарождающийся бизнес. Стали развивать правовые кооперативы. Задач стояло много, на то она и ПЕРЕСТРОЙКА.

Перемены назревали и в области нотариата. В конце 1989 года в Москве состоялся симпозиум нотариусов СССР и Италии. Из встреч и обсуждений стало известно, что один нотариус в Италии приходится на 13 тысяч граждан, а в нашей стране – на 46 тысяч. В трехмиллионном Риме почти 500 нотариусов, тогда как в нашей столице, где проживало вдвое больше – 230. Выводы напрашивались сами после выступления начальника отдела нотариата Минюста СССР Низовского Р.М. Настала острая необходимость расширения сети нотариальных контор и принятия экстренных мер к их техническому оснащению. Собственно, это, кроме всего прочего, послужило началом к сотрудничеству с итальянцами в работе над нашим законопроектом.

Государственный нотариат Московской области тогда превратился в самый крупный региональный нотариат в Советском Союзе. К 1992 году нам удалось довести количество государственных нотариальных контор до 73, увеличилась также и численность работников по штатному расписанию. Никакая область или, как теперь говорят, субъект Российской Федерации, не имела такого количества государственных нотариальных контор. Хотя по России в 1989 году в 275 районах нотариусы вообще отсутствовали. Увеличивается количество совершенных нотариальных действий, увеличивается количество нотариусов (в 1991 году до 6000 единиц по России), растет размер взысканной госпошлины. В 1980 году нотариусами республики было взыскано 27 млн. рублей, в 1988 году – 112 млн. рублей, в 1990 году – 132 млн. рублей, в 1991 году – 230 млн. рублей, а на содержание нотариальных контор России уходило только 4% от этих сумм. Здесь и зарплата, и содержание контор, и технические средства. Тогда Совет Министров РСФСР предоставил Минюсту и его органам право устанавливать надбавку нотариусам до 50 % к должностному окладу, но и это мало что решило.

О нашей области всегда говорили. Мы всегда были на виду. В № 5 «Советской Юстиции» за 1992 год в статье «На приеме у нотариуса» рассказывалось о работе старшего нотариуса Балашихинской городской нотариальной конторы, Председателя методического совета нотариусов Московской области, члена областного совета нотариусов Носовой Ирины Павловны. Было написано, что объем ее работы за последние два года вырос вдвое – в год более 8 тысяч нотариальных действий. Тогда она сообщила, что «забитые и забытые в недалеком прошлом нотариусы стали по-иному восприниматься местными органами власти, ведь с января прошлого года значительно возросла сумма госпошлины, перечисляемая в доход местного бюджета».

Но жизнь со всей очевидностью доказала, что в рамках существующей системы государственного нотариата проблема надлежащего обслуживания населения не может быть решена.

В июле 1992 года в Москве находилась делегация Международного Союза Латинского Нотариата (МСЛН) во главе с президентом Жилем Демерсом, которая подписала с Минюстом РФ протокол о сотрудничестве. Уже осенью того года «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» были приняты в первом чтении. Протокол в частности гласит: «Принимая во внимание, что в рамках становления свободы и либерализации российский нотариат нуждается в международной помощи в сфере преобразования нотариальных документов в соответствии с международными нормами, в подготовке свободных нотариусов-профессионалов, в обмене опытом с друзьями нотариусами, в организации международных встреч для изучения латинского права, в обмене делегациями и в других видах международного сотрудничества, стороны констатируют и принимают к сведению просьбу свободного российского нотариата о вступлении в МСЛН и выражают намерение сделать все возможное для достижения этой цели в соответствии с Уставом и регламентом».

Вековой опыт западноевропейских стран свидетельствует о предпочтительности передачи нотариальных функций в руки представителя свободной профессии, а не государственного служащего. Независимый нотариус действует с большим подъемом, оперативнее, может позволить себе инновации, откликаясь мгновенно на все нововведения в профессиональной практике.

 
© 2008-2017, Московская областная Нотариальная Палата
Разработка сайта: ЗАО "Триасофт"
Версия для печати